Sapfo
Sapfo телефоны



Главная  »  Домашний очаг  »  И у границ есть граница или О правомерности наказания в детском садике

И у границ есть граница или О правомерности наказания в детском садике


Достигнув трех лет, малыши идут в детский садик учиться жизни в коллективе, что является первой ступенькой подготовки нового поколения к жизни в обществе. После периода адаптации к условиям иным, чем дома, начинаются реальные (с демонстрированием «характера», «дрыганий ногами») отношения между маленьким человечком, который только начинает познавать реалии настоящего,и взрослой воспитательницей.

Если воспитатель стал другом для ребенка,
если эта дружба озарена благородными порывами,
стремлением к чему-то светлому, умному,
в сердце ребенка никогда не появится зло...
Василий Сухомлинский

Дубль ІІ

Спросите, почему «дубль ІІ»? Потому, что именно под такой нумерацией начинается уже уравновешенный, лишенный бушующих эмоций рассказ родителей о каждодневном пребывании дочерей-сыновей в дошкольном учреждении.

«Дубль І» – это взрыв эмоций: вопли обиженного воспитателем малыша, страдание матери, у которой сыночка подвергли наказанию в детском садике. Справедливо или нет? А не слишком ли суровое наказание выбрала воспитательница для ребенка? Случай из собственной жизни побудил и меня исследовать этот сложный и мучительный для многих родителей вопрос.

По словам Ф. Фребеля (основателя детского садика как учреждения для дошкольного воспитания детей), между воспитателем и ребенком должны быть внутреннее единение в расположении духа, жизни, общей деятельности, игре. Ребенок раскроется только в том случае, если с ним будет работать мастер педагогического дела, а не ремесленник. По собственному опыту могу сказать, что из шести воспитателей моих детей, лишь две в самом деле были «мастерицами своего дела». Статистика не из самых лучших. И с печальной реальностью нужно бороться именно вам, мамы и папы! Это не призыв к революции, а напоминание о том, что именно вы должны оберегать счастье своего ребенка.

Когда хвалят твое чадо – очень приятно, но постоянных восхищений вашим малышом не может быть. Это как в отношениях двух: если всегда все идеально, то кто-то лукавит. Взрослые делают ошибки, хотя и имеют за своей спиной огромный багаж знаний, а дети – тем более.

Путь к сердцу ребенка…

Если на протяжении первых трех лет жизни ведущая роль в умственном развитии принадлежит восприятию, то в дальнейшем возрастает роль памяти и внимания. С воображением связанные основные процессы памяти, мыслетворительная деятельность.

Чтобы уберечь своего сына или дочурку от стрессов, вы должны быть в самом деле родными людьми. Великий педагог Василий Сухомлинский писал, что «воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием во тьме». То есть постоянное общение, внимание, забота раскроют маленькое сердечко для откровенности. Только тогда родители смогут узнать самые сокровенные тайны: первые вкусы и симпатии, что же, все-таки, самое страшное в мире, о событиях и происшествиях в детском садике. В такие моменты вы должны хорошо владеть эмоциями (пишу красивые вещи, а сама справляюсь с этим на три с минусом), чтобы своей реакцией не разрушить эту тоненькую ниточку полного доверия.

Пример 1:

Среда. Вечерние купания перед сном. Ненавязчиво играемся с детьми и между прочим разговариваем. Старший сын (Женя) рассказывает, что воспитательница шла к медсестре и оставила его старшим среди мальчиков (группа собиралась на прогулку). Других ребят это зацепило, поэтому они начали бросаться вещами моего сына. Он отбирал свое у Саши (его 25 кг), а тот ударил Женю по спине. Мой (17,6 кг) сын, конечно же, дал сдачи. Пришла воспитательница, а Саша плачет. Результат – Женю подвергли наказанию.

Во-первых, не имела права воспитательница оставлять детей один без присмотра взрослого (есть помощник воспитателя – няня).

Во-вторых, воспитателям никогда не хватает времени во всем разобраться (выявить причины, по которым стался неприятный случай).

В-третьих, мне тет-а-тет наставница обязательно объяснит эту ситуацию.

Более всего бесит то, что в своих владениях воспитатели – это диктаторы. В них стирается грань между педагогическим воспитанием и воспитанием «как надо» (или же «чтобы мало не показалось»). Люди давно уже отошли от методов средневекового наказания. Нужно уметь анализировать поступки детей и стараться обнаруживать причины, которые послужили стимулом для отрицательных поступков детей, которые проявляются в неадекватном отношении друг к другу.

Я не согласная с педагогикой, которая проповедовалась в советские времена. Да и с некоторыми «гуманными» идеями современных педагогов-наставников. Если смотреть с точки зрения человечности, то боль и зло не порождают доброты. Но я никогда не скажу сыну: «Не давай сдачи». Надо учить ребенка отстаивать свое «я» и, вместе с тем, знать границу дозволенного.

Методы морального воспитания – это способы педагогического взаимодействия, с помощью которых осуществляется формирование личности соответственно цели и задачам морального воспитания и возрастных особенностей детей.

К таким методам принадлежат:

  • практическое привлечение ребенка к выполнению конкретных правил поведения. Правила поведения вы можете выписать или напечатать на листочке и повесить у ребенка в комнате. Не важно, что малыш еще не умеет читать. Его мама (вы) может периодически делать это для него, делая акцент на принципиальных моментах;
  • показ и объяснения определенных ситуаций с воспитательной целью. В игре придумывайте жизненные ситуации и давайте малышу возможность самому находить из них выход. Если его поведения для вас покажется неправильным, то подтолкните его к выбору правильного решения;
  • наглядный пример поведения взрослых. Конечно же, нельзя ожидать от ребенка лояльного отношения к окружающим, если вы сами (родители) дома периодически показываете свою «толерантность» по отношению к супругу (супруге). После услышанных «комплементов» папы маме ребенок смело будет их употреблять в своей речи. Не делайте потом глаза: «Откуда он этого научился?» Ясно, что не от верблюда, а от своих родителей;
  • овладение моральными нормами в общей деятельности взрослого и малыша. Игра должна быть со смыслом и подготавливать к жизни. Только через игру результаты ваших стараний полностью закрепятся в головке ваших сына или дочери.

Наказание: бить или не бить?

Слово наказание своим содержанием является страшным для многих детей. Его может смягчить лишь настоящий педагог. Малыш и не поймет, что его наказали, а, наоборот, постигнет, что делать нельзя.

Теперь о том, в какой форме рекомендуется проводить это воспитательное средство:

а) наказание путем ограничения прав: запретите ребенку на определенное время заниматься любимым делом, но четко дайте ей понять, почему это сделано. Ребенок не должен ощущать несправедливого отношения к себе. Он должен осознать свои неправильные действия и действия взрослого;

б) наказание путем выполнения дополнительных обязанностей. Советую осторожно подходить к использованию именно этого метода, так как у ребенка может возникнуть отвращение к «дополнительным обязанностям»;

в) наказание с помощью морального осуждения, которое отнюдь не граничит с унижением достоинства ребенка, оскорблением.

Интересно, что во все времена (от становления педагогики как науки) наказание обязательно идет рядом с поощрением, похвалой. А в нашем современном детском садике оказывается парадоксальная ситуация: не надо нам хвалы, только не делайте больно нашим детям, хотя бы из-за того, что ваша старость будет за их зрелости.

По обыкновению воспитатели «нарушителей» сажают на стульчик в то время, когда все играются. Но есть воспитательницы, которые пользуются давно отжившим себя «углом»! И это еще цветочки! Ягодки будут дальше!

Пример 2:

Ребенка поставили в туалете над мусорником только за то, что он, моя руки, замочился и облил кафельную стенку. В другой стране эта педагог, по крайней мере, была бы уволенная из занимаемой должности. У нас – заменяет заведующую детского садика во время летнего отпуска. Поэтому родителям надеяться нужно только на себя. После беседы с родительницей воспитательница четко поняла позицию мамы и частично признала свою вину.

Вторая сторона медали

Мама – это львица. Она считает, что никто не имеет права унижать и обижать ее львенка. Иначе … (конецпонятный). Но... Не следует спешить на помощь ребенку при первой же жалобе на воспитателя. Сначала проведите свое маленькое расследование, а только потом подводите итоги и действуйте соответственно с ними.

Только под неусыпным глазом матери ребенок чувствует себя в безопасности. Священный долг хранительницы семейного очага – предотвратить появление боли в маленькой душе своей плоти. Это так. Но не забывайте при этом и того, что рано или поздно, но ребенку придется познавать все аспекты жизни, а это не всегда только положительная сторона. Поэтому будьте по мере внимательные ко всему, что происходит с вашим ребенком, но не переусердствуйте. Ведь когда-нибудь дети остаются с жизнью сам на сам и тогда им очень пригодятся родительские напутствия и советы о том, как стать победителем, не потеряв при этом своего достоинства.

Татьяна Брава

Советы беременным Советы косметолога Советы гинеколога Советы для женщин





 

© 2009 - 2017 Женский образовательный клуб "Сапфо"
Tel.: +38 (044) 237-90-05
Mail: info@sapfo.com.ua
Веб-студия NewHost - создание сайтов