Главная » Беременность, роды, дети » "Казенный" ребенок: страхи и надежды
"Казенный" ребенок: страхи и надежды
Многие не решаются взять в семью детдомовского ребенка из страха, что он «с дефектом» - физическим или психическим. Но в условиях семьи, понимающей его проблемы и потребности, такой ребенок быстро догоняет сверстников.
За заборами домов ребенка, детских домов и интернатов, благополучных и совсем неблагополучных, каждый день просыпаются около четверти миллиона человечков. И каждый из них ждет родителей - и те, кто их помнит, и те, кто их не видел ни разу. Но повезет далеко не всем. Для справки: в стране около пяти миллионов бесплодных пар, то есть на каждого брошенного ребенка приходится по двадцать потенциальных мам и пап только из той категории населения, которая, по крайней мере, не может не задумываться о таком выходе из положения. А ведь есть вполне благополучные в вопросах деторождения семьи, которые могли бы взять второго или третьего ребенка.
Многие не решаются взять в семью детдомовского ребенка из страха, что он «с дефектом» - физическим или психическим.
Один из источников такого убеждения - давняя практика убеждать родителей отказаться от ребенка, если он родился даже с самыми незначительными для остального просвещенного мира физическими дефектами (например, с заячьей губой), не говоря уже о более серьезных патологиях.
Вне семьи - здоровые или больные?
Будет правильнее сказать - «специфические». Специфика развития детей в домах ребенка, детских домах и интернатах не определяется по критерию "норма и патология".
Исследования, проводимые во многих странах мира, а в последнее время и у нас в стране, говорят о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты личности - характера, поведения, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие.
Ниже собраны результаты исследований и наблюдений как зарубежных, так и российских специалистов. И каждое исследование заканчивалось парадоксальным, на взгляд обывателя, выводом: "Усыновителям следует помнить, что влияние этих повреждающих факторов не является неустранимым. В условиях хорошей гармоничной семьи, ясно понимающей детские проблемы и потребности, ребенок из детского учреждения быстро догоняет в физическом, интеллектуальном и личностном развитии своих сверстников".
Проблемы у приемных детей в подавляющем большинстве своем не врожденные, а приобретенные, и возникают из-за специфических условий воспитания этих детей. Но что еще хуже, многие проблемы появляются уже в семье - из-за ошибок новых родителей. К счастью, многое можно исправить или не допустить вовсе.
Дом ребенка
Если вы пообщаетесь с ребенком из дома ребенка и попытаетесь сравнить его со сверстниками из домашних семей, то сравнение будет почти всегда не в пользу первого.
Первые годы жизни играют решающую роль в развитии ребенка, и, если они проведены в детском учреждении, это может иметь разнообразные последствия, начиная от задержки речевого развития малыша и заканчивая различными отклонениями, проявляющимися в зрелом возрасте. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов - например, от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме, или от качества ухода, который он получал там.
По данным венгерских психологов, полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года он с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти пятьдесят процентов детей из домов ребенка гораздо позже начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы, у них нет органических нарушений, задержка в развитии носит чисто психологический характер.
Одной из основных причин задержек в развитии является отсутствие материнской любви (так называемая материнская депривация), которая необходима для нормального эмоционального и личностного развития.
Ребенка, растущего в семье, характеризует почти неисчерпаемая инициативность. Он ни на минуту не остается спокойным: ерзает, крутится, постоянно исследует окружающее пространство. Младенец очень рано начинает отличать мать и близких людей от других взрослых, всегда к ним тянется, может даже заплакать, если незнакомый человек возьмет его на руки.
Совсем не так это происходит в учреждениях. Перегруженные сестры и нянечки работают как на конвейере - под девизом "Всем одинаковый уход". Недостаток времени почти не позволяет им проявить индивидуальные привязанности, выразить свое отношение лаской или шуткой. Кормление доведено до отточенного во всех деталях механического навыка. Днем и ночью царит строгий порядок, исключающий душевные порывы. Поэтому в учреждениях младенцы более пассивны: во время одевания, раздевания остаются в том же положении, в каком их оставили. Ребенка, уже умеющего стоять и ходить, в любой момент можно одеть, раздеть, уложить на пеленальный стол. Любая мама домашнего ребенка знает, что это невозможно проделать без того, чтобы не вызвать возмущения с его стороны.
Воспитатели могут любить детей, ухаживать за каждым индивидуально, но, несмотря на это, малыши не учатся зависеть от конкретного человека, который бы шел навстречу их потребностям. Дети в учреждениях интернатного типа не могут сформировать прочную привязанность к одному воспитателю, но приобретают навык требовать внимание и ласку от любого взрослого. Когда ребенка в детском доме берут на руки, он радуется, но только потому, что попал в тепло обнимающих рук. И в глаза они умеют смотреть только в положении "снизу вверх" - когда ты наклоняешься над манежиком, где лежит карапуз. А "глаза в глаза" - не умеют, почти не бывает такого в их маленькой жизни.
Детский дом
Проходит несколько лет, и дети из домов ребенка попадают в детские дома. Распорядок остается таким же монотонным, так же ограничено количество людей вокруг, так же скудны однообразные впечатления и все так же невозможно освоение окружающего мира на собственном опыте.
Отсутствие возможности принятия самостоятельных решений приводит к тому, что ребенок воспринимает себя вещью, объектом чужого воздействия, провоцирует ощущение собственной беспомощности и бессилия. Психологи отмечают, что воспитанники детских учреждений в большинстве своем имеют негативный образ "я", не уверены в себе, имеют низкий уровень самоуважения. Дети не умеют идти на контакт, не умеют формулировать свои мысли, не умеют отвечать привязанностью на привязанность. При этом появляется ярко выраженное потребительское отношение к окружающим, тенденция ждать или даже требовать решения своих проблем извне.
Нарастает задержка психического развития, часто усугубляются соматические заболевания. Даже недавно попавшие по какой-либо причине в детский дом дети через некоторое время опускаются до уровня живущих с ними рядом детей с врожденными отклонениями, с задержкой развития. Повторим еще раз: физическое и душевное здоровье, развитие ребенка зависят не только от правильного питания и режима дня, но и от того, испытывает ли ребенок психологический комфорт там, где он живет. Именно отсутствие психологического комфорта приводит к различным психосоматическим заболеваниям детдомовских и интернатских детей.
Взрослая жизнь
Большинство воспитанников детских домов и интернатов выходят в самостоятельную жизнь, имея очень смутные о ней представления: не умеют делать покупки, не знают, как платить за квартиру, не говоря уже о более сложных вещах. Инфантильность, иждивенчество, безволие и беспомощность - вот качества, которыми наделяет детдом своих подопечных.
Они легко подчиняются, легко приспосабливаются к чужим порядкам, но не умеют принимать самостоятельных решений, брать на себя инициативу, когда это необходимо. Их не учили жить в семье, и поэтому они с большим трудом создают свои собственные, зачастую неблагополучные семьи. Самое большее, на что они способны в этом смысле, если специально не заняться их адаптацией - это воссоздать модель своей прежней жизни, объединившись с такими же неприкаянными.
А так хочется иметь свою, хоть крошечную семью! Когда одного выпускника детского дома спросили, что он сделает, выйдя на волю, он ответил, что возьмет в детдоме мальчика и вырастит себе брата. Заметьте, не сына, а брата.
Они, как правило, не умеют разбираться в людях. Печальный факт, подтвержденный статистикой в разных странах: выпускники детских домов слишком часто становятся жертвами насилия и эксплуатации.
Где же выход?
Дома. В семье, куда ребенок может попасть в любом возрасте. Если его приемные родители готовы принять ребенка с той спецификой, которая ему успела достаться, и действовать по обстоятельствам: учить самым простым и неожиданным вещам, замечать успехи и хвалить, тратить время, деньги и силы на дополнительные занятия и коррекцию - детдом останется только одним фактом биографии взрослого и самостоятельного человека. А дети растут так быстро!