Главная » Домашний очаг » Женская доля: дети да кухня?
Женская доля: дети да кухня?
Двадцать лет назад мою маму, пишущую в графе "социальное положение" — "неработающая", соседи называли тунеядкой. Сегодня я с гордостью говорю: "Я — домохозяйка!" Но чем гордиться?
Так и тянет поговорить о женской доле. Вот и я, оставшись недавно без работы, приобрела просто массу времени для размышлений о судьбе неработающей женщины. Только она может потратить полдня на поиски нужных простуженному мужу лекарства. Только ей знакомы муки выбора обоев для детской, только ее встречают как родную воспитатели детского сада, учителя в школе и педагоги танцкласса.
Если (не дай Бог!) в доме неработающей женщины потечет кран, первый, кого будут встречать работники ЖЭКа, придя на объект, ее, мать семейства, жаждущую сделать этому семейству хорошо. И кран (поверьте опыту) ей починят гораздо быстрее, чем занятым соседям. И иногда даже бесплатно.
Только она способна раскладывать вещи подросших детишек по полочкам с бирками: "два года", "три года" и так далее. Чтобы потом раздаривать работающим и занятым подругам. Только в ее семье грязь с обуви даже в самые ужасные слякотные дни не просачивается дальше порога, а пятно на ковре выглядит не иначе, как преступление против нравственности и здравого смысла. Иногда она истязает себя садисткими диетами, изощренной аэробикой. Но лишние килограммы, едва покинув ее сдобное тело, быстро возвращаются на место.
А, в общем-то, она вполне довольна положением неработающей (или занятой половину рабочего дня) женщины, неторопливо и размеренно живущей в своем доме среди любимых вещей, детей, неизбежных родственников мужа, собак и кошек. Без домохозяек в доме не растут, хоть тресни, одаренные дети, и мужья не повышаются в должности сами собой. Кто-то же должен приводить в порядок рубашки будущего начальника!
И это все на мне одной?
Я так была рада занять столь почетнейшее место. Швабра и резиновые перчатки, чтобы защитить нежную кожу рук от вредного хлоринола, многофункциональная швейная машинка, моющий пылесос — как предел мечтаний. Стоило ли ради этого забыть компьютер с Интернетом, пейджер, кипы бумажек и суету офиса? И бесконечные разговоры с дорогими коллегами все о том же...
В этом году я потеряла работу. Попала, так сказать, под без жалостный каток сокращений. Как женщина, имеющая двух малолетних детей, я первой стояла в списке на вылет. Шефу было страшно неудобно увольнять меня, и он постарался сделать это деликатно: выплатил премию, подарил старенький компьютер. "Вы только в суд на нас не подавайте, ладно?" — умолял бывший начальник. Я отнеслась к этому с юмором. Все равно моей зарплаты хватало разве что на месячный проездной и оплату садика. Довольно быстро я освоила новую профессию — домохозяйки. И теперь не откажусь помыть полы в детсадовском туалете, сшить новогодние костюмы для всей группы и бальные тапочки без выкройки для дочери. Могу также покрасить школьную ограду, проконсультироваться с педиатром, который принимает на другом конце города (метро и две маршрутки с пересадками), навестить троюродного дядюшку в больнице (трижды в неделю). Дети счастливы, муж доволен.
И все же после трех месяцев сидения дома я все еще скучаю по работе. Неспроста же социсследования показывают, что домохозяйки чаще пребывают в депрессии, чем работающие женщины. Кстати, именно эта информация в газете еще больше меня расстроила. Но все близкие убеждали посидеть дома подольше. Ты же, говорят, любишь шить, готовить. Дети маленькие, часто болеют (пока я сижу дома, они болеют не реже!). Муж по горло занят на службе (раньше он больше уделял внимания нам). Маму и папу неплохо навестить, ремонт сделать и т.д. Но почему все это на мне одной? И шить вообще-то я люблю в качестве хобби разве что занавески или фартучки (не рискнула бы заниматься этим всерьез). А сколько можно приготовить блюд из тех незамысловатых продуктов, что мы в состоянии покупать на зарплату главы семьи? Почему я должна экономить, когда мне так нравится зарабатывать и тратить?
Хочу вернуть себе лицо!
Хорошо помню тот единственный (надеюсь не последний) взлет моей карьеры, когда мы познакомились с будущим мужем.
Телефон в моей тогдашней квартире-офисе начинал звонить в девять утра и не прекращал до вечера. Казалось, весь мир состоит из добрых знакомых. И даже самые несговорчивые шли навстречу, если я придумывала что-нибудь креативное (тогда этого слова еще не знали). А мой будущий супруг смотрел восхищенными глазами и буквально млел, когда просила его о каком-либо одолжении. Вот тогда я была в своей тарелке. И даже шила немного. В свободное от любимой работы время.
Сегодня я себе не принадлежу. По крайней мере, даже полчаса отмокания в ванной или чтения не приносят прежней радости. Так же как заполнение многостраничных анкет кадрового агентства (интересно, кому я нужна без иностранного языка, автомобиля, с двумя маленькими ребятишками?).
Впрочем, ладно. Побегу дальше. За детьми в садик, потом в хозмаг за плинтусами, затем на шейпинг. Завтра поеду в центр города, поищу новый винчестер для компьютера, дешевые кассеты в прокате и новую книжку модного японца. И у безработных женщин находятся дела. Поставлю-ка я телефон на автоответчик. Пусть завидуют мои неработающие подруги.
Думаем и размышляем
Проблеме женской занятости отведено особое место в политике государства. Как только появились первые сообщения о безработных в нашей стране, одновременно статистика выдала печальный лозунг: "У безработицы женское лицо". А так ли уж плохо, что растет число неработающих женщин, которые сами себя именуют домохозяйками?
Увы, факты говорят о том, что они не могут удовлетворить многих психологических потребностей. Кроме того, финансовая зависимость от мужа снижает авторитет женщины. С другой стороны, при поиске работы семья и дети часто являются непреодолимым препятствием. Работодатель уверен, что семейные проблемы мешают женщине качественно выполнять служебные обязанности. Может, поэтому 2/3 ищущих работу — домохозяйки в возрасте до 40 лет. Может, пора вынести на рассмотрение проект о приравнивании домашнего труда к прочим профессиям и оплачивать его?