Главная » Домашний очаг » Воспитание детей, целебное вранье
Воспитание детей, целебное вранье
Почему дети нам врут? Очень часто - спасаясь от нас же самих. Но бывает, что ребенок спасается обманом не от конкретных людей и обстоятельств, а от жизни вообще... Ведь слово «врать» означает не только обманывать, но и выдумывать, фантазировать, а исходно - колдовать. «Врач» - это тот, кто в старину заговаривал болезнь.
Детство - золотая пора, время неомраченного самоощущения, светлого мировосприятия, беззаботности и чистого счастья... Вот, пожалуй, наиболее распространенное клише. Однако жизнь показывает, что внутренняя жизнь ребенка сложна и совсем не всегда гармонична, вера в расположение окружающих, даже самых близких, не безусловна. Мир нередко представляется непонятным, угрожающим и бесприютным. Ощущение одиночества, даже в семье, знакомо маленьким детям, а неспособность назвать словами и выразить мучительные или просто грустные переживания вынуждает ребенка искать защиты и компенсации. Фантазирование и вранье, очень для этого годятся.
Создай себе мир.
Погружаясь в мир фантазии, ребенок уходит от действительности, «заговаривает» ее. В неукрашенном виде она представляется ему враждебной, холодной, грубой и неуютной... Здесь нам нужно быть особенно внимательными и осторожными.
Все дети фантазируют, создавая в мечтах прекрасный мир - нередко очень и очень далекий от обыденности. Если созданный ребенком иллюзорный мир сосуществует с реальностью, а не замещает ее, если не прерываются его, ребенка, связи с окружающим, если не нарушается его развитие - фантазирование можно отнести к проявлению творческого начала.
В этом случае нужно постараться помочь ему реализовать свои творческие наклонности, сделать так, чтобы его фантазия получила выражение в рисунках, рассказах, играх... Вообще хорошо, когда ребенок пишет стихи, сочиняет музыку, рисует, ведет дневник, - к этому надо относиться серьезно и с уважением.
Однако в поле зрения детского психиатра попадают случаи, когда дети бывают полностью охвачены своими фантазиями, когда мир иллюзий становится единственным миром, в котором они соглашаются жить.
Инопланетяне в помощь?
Я помню одиннадцатилетнего мальчика - странноватого, молчаливого, очень способного к музыке и математике. Его одаренность была очевидной и односторонней: прочие предметы давались ему с трудом. В школе ему приходилось нелегко: дразнили дети, третировали учителя, и преодолеть это несправедливое отношение никак не удавалось. Пришел момент, когда он вовсе отказался ходить в школу.
Он рассказал мне: туда ему ходить «совершенно некогда», потому что он постоянно занят мыслями о «своих» инопланетянах. Он знал о них все, он, по сути дела, жил в этой Швамбрании, на другом конце Солнечной системы. При этом времени у него недоставало лишь на школу - музыкой и математикой он продолжал заниматься. Год обучения на дому, некоторые специальные меры и найденная позднее частная школа с маленькими классами и щадящим режимом сделали свое дело: ребенок не оказался выброшенным из жизни. Он сейчас учится вполне успешно, хотя чудноватым так и остался...
А вот одна маленькая девочка вообразила себя щенком - она бегала на четвереньках, с ревом требовала, чтобы ее кормили из миски на полу и водили гулять на поводке. Дело же было в том, что в семье появился грудной ребенок, и старшая решила: она теперь никому не нужна. А если не нужна как ребенок - вдруг полюбят щенком?
Как быть в подобных случаях? Нужно ли играть по придуманным ребенком правилам и делать вид, будто водить гулять шестилетнюю девочку на поводке - обычное дело? Или действовать жестко: запретить «фокусы» самым решительным образом?
Что мы делаем.
Детство - золотая пора, время неомраченного самоощущения, светлого мировосприятия, беззаботности и чистого счастья... Вот, пожалуй, наиболее распространенное клише. Однако жизнь показывает, что внутренняя жизнь ребенка сложна и совсем не всегда гармонична, вера в расположение окружающих, даже самых близких, не безусловна. Мир нередко представляется непонятным, угрожающим и бесприютным. Ощущение одиночества, даже в семье, знакомо маленьким детям, а неспособность назвать словами и выразить мучительные или просто грустные переживания вынуждает ребенка искать защиты и компенсации. Фантазирование и вранье, очень для этого годятся.
Создай себе мир.
Погружаясь в мир фантазии, ребенок уходит от действительности, «заговаривает» ее. В неукрашенном виде она представляется ему враждебной, холодной, грубой и неуютной... Здесь нам нужно быть особенно внимательными и осторожными.
Все дети фантазируют, создавая в мечтах прекрасный мир - нередко очень и очень далекий от обыденности. Если созданный ребенком иллюзорный мир сосуществует с реальностью, а не замещает ее, если не прерываются его, ребенка, связи с окружающим, если не нарушается его развитие - фантазирование можно отнести к проявлению творческого начала.
В этом случае нужно постараться помочь ему реализовать свои творческие наклонности, сделать так, чтобы его фантазия получила выражение в рисунках, рассказах, играх... Вообще хорошо, когда ребенок пишет стихи, сочиняет музыку, рисует, ведет дневник, - к этому надо относиться серьезно и с уважением.
Однако в поле зрения детского психиатра попадают случаи, когда дети бывают полностью охвачены своими фантазиями, когда мир иллюзий становится единственным миром, в котором они соглашаются жить.
Инопланетяне в помощь?
Я помню одиннадцатилетнего мальчика - странноватого, молчаливого, очень способного к музыке и математике. Его одаренность была очевидной и односторонней: прочие предметы давались ему с трудом. В школе ему приходилось нелегко: дразнили дети, третировали учителя, и преодолеть это несправедливое отношение никак не удавалось. Пришел момент, когда он вовсе отказался ходить в школу.
Он рассказал мне: туда ему ходить «совершенно некогда», потому что он постоянно занят мыслями о «своих» инопланетянах. Он знал о них все, он, по сути дела, жил в этой Швамбрании, на другом конце Солнечной системы. При этом времени у него недоставало лишь на школу - музыкой и математикой он продолжал заниматься. Год обучения на дому, некоторые специальные меры и найденная позднее частная школа с маленькими классами и щадящим режимом сделали свое дело: ребенок не оказался выброшенным из жизни. Он сейчас учится вполне успешно, хотя чудноватым так и остался...
А вот одна маленькая девочка вообразила себя щенком - она бегала на четвереньках, с ревом требовала, чтобы ее кормили из миски на полу и водили гулять на поводке. Дело же было в том, что в семье появился грудной ребенок, и старшая решила: она теперь никому не нужна. А если не нужна как ребенок - вдруг полюбят щенком?
Как быть в подобных случаях? Нужно ли играть по придуманным ребенком правилам и делать вид, будто водить гулять шестилетнюю девочку на поводке - обычное дело? Или действовать жестко: запретить «фокусы» самым решительным образом?
Что мы делаем.
Прибегая к крайностям, мы лишь усугубляем положение. Всякое необычное поведение ребенка, когда он уже перестает делать различие между игрой-фантазией и реальностью, «заигрывается» так, что контакт с ним затрудняется, требует совета специалиста. И не нужно дожидаться, когда расстройства поведения станут очевидными...
Не бойтесь обратиться к психологу или к детскому психиатру, разберитесь с ним вместе, от чего страдает ваш ребенок, какова реальная почва его фантазий. Быть может, вам придется выслушать что-то не очень лестное в свой адрес; возможно, окажется, что уже требуются и специальные меры - детская нервная система ранима, и реакция на психическую травму легко закрепляется. Будьте осторожны и внимательны!
Особенно осторожны будьте со столь любимым нами средством от жизненных тягот - иронией. Ребенок любую шутку склонен расценивать как насмешку - особенно если упражняться на его счет вы будете на людях. Если он доверил вам секрет - отнеситесь к нему бережно, не делайте проблемы своего ребенка предметом болтовни с приятельницей.
А «выводить на чистую воду» и «припирать к стенке» не торопитесь. Ребенок, как и всякий человек, имеет право хранить свои секреты. Если же доверие ребенка к вам так велико, что он делится своими фантазиями, не торопитесь запрещать и не паникуйте. Интересуйтесь, слушайте, вникайте. Может быть, помечтаете вместе...
Елена Вроно, психолог, психотерапевт
Особенно осторожны будьте со столь любимым нами средством от жизненных тягот - иронией. Ребенок любую шутку склонен расценивать как насмешку - особенно если упражняться на его счет вы будете на людях. Если он доверил вам секрет - отнеситесь к нему бережно, не делайте проблемы своего ребенка предметом болтовни с приятельницей.
А «выводить на чистую воду» и «припирать к стенке» не торопитесь. Ребенок, как и всякий человек, имеет право хранить свои секреты. Если же доверие ребенка к вам так велико, что он делится своими фантазиями, не торопитесь запрещать и не паникуйте. Интересуйтесь, слушайте, вникайте. Может быть, помечтаете вместе...
Елена Вроно, психолог, психотерапевт