Главная » Здоровье, спорт и фитнес » Аллергия – как с ней бороться?
Аллергия – как с ней бороться?
Курс противоаллергической вакцинации занял у нашего героя почти 10 лет. И не будь он идеальным пациентом, до сих пор страдал бы из-за жуткого поллиноза.
Пролог
С детства я чихал от цветов, пыли и чесался, поиграв с домашними животными. В три года начались астматические приступы – особенно мучился весной, в период цветения. Поэтому, когда другие мамы расслаблялись: ура! закончились холода и простуды, моя готовилась к худшему. Проблему усугубляло то, что в те времена было сложно найти не то что квалифицированного – хоть какого-нибудь аллерголога. Мази и ванночки, которые предлагали педиатры, почти не помогали. Пусть поздновато, но решение проблемы все же было найдено.
Глава 1.
Жизнь в средней полосе.
Семь лет, впереди школьная жизнь, мы с родителями попробовали терапию морем: меня отправили подальше от местных берез и луговых трав на южный берег Крыма. Недаром здесь расположены санатории, специализирующиеся на бронхолегочных заболеваниях. Отдыха не получилось: приехал относительно здоровым, через несколько дней случился тяжелый приступ астмы, еще один – и мы фактически сбежали. Думаю, меня тогда привезли в разгар цветения какого-нибудь очень аллергичного растения, скорее всего, амброзии. Позже было испробовано Азовское море – с тем же успехом. Так я и остался в средней полосе.
Поздняя осень и зима проходили терпимо, а с началом весны и до конца сентября самочувствие было ужасное. Глаза красные, слезятся, из носа льет ручьем, кожа чешется, краснеет. Но это еще ничто по сравнению с приступами астмы. Чем лечили? В основном антигистаминными препаратами, которые тогда были только первого поколения. А у них побочные действия: сердце скачет, голова болит, спать хочется. Я учился на переводчика, нужно экзамены сдавать, а я заторможенный, голова “не варит”! Еще минус: чем дольше принимаешь эти лекарства, тем меньше они помогают.
Глава 2.
Терять нечего.
Мои родители врачи, сам я тоже много читал специальной литературы. Понял, что соляные пещеры, уколы собственной крови, гомеопатия, целительство – не мое. Я приверженец препаратов и методов лечения, которые прошли клинические испытания. В одном мне даже довелось поучаствовать. Мне было 19 лет, приехал к аллергологам на прием ранней весной совершенно “никакой”: обострилась астма, расцвели пышным цветом дерматит и ринит. Меня, студента, это, конечно, ужасно “радовало”, но я старался быть оптимистом. А врачи рассуждали: “острое состояние снимем, а дальше что? Хорошо бы пройти курсы аллергенспецифической иммунотерапии (АСИТ), но для этого пациент должен быть в стабильном состоянии”. Думали, думали, чем мне помочь, и предложили присоединиться к испытаниям нового противоаллергического средства. Оно должно уменьшать гиперреактивность бронхов, а значит, улучшить дыхание и снизить частоту астматических приступов. Мне терять было нечего, и я подписал договор.
Глава 3.
Участвую в испытаниях.
Общее обследование было обширным: кардиолог, лор, гастроэнтеролог, невропатолог, различные УЗИ, анализы крови. Это требовалось и для исследования, и чтобы понять общее состояние организма. И конечно, при помощи кожных проб меня протестировали на аллергены. Подтвердилось, что их очень много: пищевые, пыльца деревьев, трав, злаков, разные виды пыли (удивительно, но она еще и различается!).
Я принимал новое лекарство, пил пробиотики и пребиотики, мазался разными мазями. Комплексный подход, одним словом. Приступы прекратились. Целое лето я был адекватным человеком, вполне контролирующим здоровье. В сентябре почти не пропускал занятия в институте! Естественно, я решил не забрасывать лечение. Кстати, то лекарство прошло испытания, и сейчас его успешно применяют.
Глава 4.
9 лет уколов.
Зимой точно в назначенное время я прошел первый курс АСИТ – аллергенами пыльцы деревьев. И на следующий год… 3 недели подряд мне делали по 3 укола в день, побочных реакций не было. Одновременно я придерживался диеты, чтобы избежать перекрестных аллергических реакций (хотя в моем случае это не жесткое условие). Примерно половина больных аллергией на пыльцу березы не переносят яблоки, косточковые фрукты, с аллергией на лещину – орехи. По той же причине во время АСИТ я исключил вишню, свежие яблоки, абрикосы. Все прошло как по маслу, весной и летом я чувствовал себя отлично. Иногда “прикрывался” современными антигистаминными средствами. У них нет присущих первым версиям побочных эффектов, они менее вредные. И так 9 лет подряд, из года в год я отменял работу, личные дела и приезжал на очередной трехнедельный курс АСИТ. Ни разу не порывался бросить. А потом решил проверить, как обойдусь без него? И… все прекрасно, на 6 лет я забыл об астме и поллинозе! При этом я все равно ездил к своему аллергологу раз в год на амбулаторный визит. К сожалению, аллергию можно только научиться держать под жестким контролем, она считается неизлечимым заболеванием.
Как-то по весне снова проявился ринит, и я прошел еще два курса АСИТ. А этим летом все было хорошо – надеюсь, так будет всегда!
Комментарий специалиста
Оксана КУРБАЧЕВА, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения аллергологии и иммунотерапии ГНЦ “Институт иммунологии”:
– Метод АСИТ известен уже около 100 лет, но до сих пор о нем мало знают. Что это такое?
Пациенту подкожно по нарастающей вводят дозы аллергенов, вызывающих поллиноз, и иммунная система постепенно учится их “правильно” воспринимать. Курс инъекций проводят осенью или зимой, вне сезона цветения аллергена. Начинать лечение нужно как можно раньше – при поллинозе спектр аллергенов с годами расширяется, состояние ухудшается. К риниту может добавиться бронхиальная астма. Но сначала надо добиться ремиссии по всем клиническим проявлениям.
В чем была сложность у нашего героя?
Во-первых, поллиноз у него проявлялся в комплексе с астмой, аллергическим ринитом, конъюнктивитом и аллергическим дерматитом. Но даже в таких тяжелых случаях эффективность АСИТ – 65–70%, а при своевременном назначении – 80%.
Во-вторых, у Вадима слишком велик спектр аллергенов. АСИТ пришлось растянуть больше чем на классические 3–5 лет. Вот тут и пригодились особенности характера Вадима. Он оптимист, а настроенность на успех при таком длительном лечении играет ведущую роль. К тому же он внимательно, даже педантично отнесся к лечению. Идеальный пациент!